Копирайт не мой. Пардон за много букв.
Старт российских продаж нового поколения RAV4 поднял в автомобильном сообществе бурю эмоций и обсуждений, которые главным образом касаются объявленной стоимости. При этом в стороне остается факт, который демонстрирует отношение "Тойота Мотор" и Toyota Motor Manufacturing Russia к своим клиентам даже ярче, чем цифры в прайс-листе.
"...и целый пакет систем активной безопасности (распознавание дорожных знаков, адаптивный круиз-контроль, контроль столкновения с функцией распознавания пешеходов и велосипедистов, системы контроля рядности движения и автоматического дальнего света)..."
Эта мысль так или иначе фигурирует в каждой статье и каждом видео-тесте, разрастаясь порой в страницы текста или минуты эфира. Вот только местные обзорщики, за редким исключением, почему-то обходят вниманием маленькую деталь:
• Российский рынок. TSS отсутствует во всех комплектациях, кроме максимальной за 2.7.
Впрочем, подвоха тут можно и не заметить - если не посмотреть в спецификации RAV4 для любого из цивилизованных рынков.
• Европа. TSS присутствует во всех комплектациях, начиная со стоковой за эквивалент 1.71 (максимальная - 3.1).
• США. TSS присутствует во всех комплектациях, начиная со стоковой за эквивалент 1.65 (максимальная - 2.5).
• Австралия. TSS присутствует во всех комплектациях, начиная со стоковой за эквивалент 1.53 (максимальная - 2.3).
• Япония. TSS присутствует во всех комплектациях, начиная со стоковой за эквивалент 1.55 (максимальная - 2.3).
Таким образом, на всех значимых и цивилизованных рынках (которые и дают основную долю продаж RAV4 - только в штатах за месяц их порой расходится вдвое больше, чем в рф за год) TSS 2.0 изначально считается неотъемлемой частью конструкции. Но затем, специально для стран третьего мира, Toyota создает модификации с удаленной системой активной безопасности.
Краткое описание функций Toyota Safety Sense 2.0, которых не будет у большинства рф-покупателей:
PCS - Pre-Collision System with Pedestrian Detection / система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознавания пешеходов. Скорость сближения и расстояние до объектов определяются камерой и радаром. При быстром уменьшении дистанции система предупреждает водителя и, при необходимости, сама задействует тормоза.
DRCC - Dynamic Radar Cruise Control / круиз-контроль с функцией поддержания дистанции до впереди идущего автомобиля. Радар и камера позволяют автоматически двигаться в ритме идущего впереди автомобиля, при необходимости оттормаживаясь до полной остановки.
RSA - Road Sign Assist / система распознавания дорожных знаков. Знаки считываются камерой, распознаются и дублируются на дисплей комбинации приборов. Если требования знаков не соблюдаются, включается свето-звуковое предупреждение водителя.
LDA - Lane Departure Alert / система оповещения о непреднамеренном пересечении дорожной разметки. Камера распознает разметку и обочины, при уходе с полосы без включения поворотников включается оповещение водителя.
LTA - Lane Tracing Assist / функция удержания автомобиля в полосе. Составная часть LDA, которая может с помощью электроусилителя рулевого управления возвращать автомобиль или удерживать его по центру полосы.
AHB - Automatic High Beams / система автоматического переключения дальнего света фар. Камера видит фары встречного или попутного автомобиля, свет автоматически переключается с дальнего на ближний и обратно.
SWS - система контроля усталости водителя. Состояние водителя диагностируется по стабильности положения автомобиля на дороге и усилиям на рулевом колесе.
Небольшую манипуляцию можно найти и в официальной брошюрке (отсутствие обязательных сносок "if equipped" можно даже не упоминать) - речь про ссылку на EuroNCAP и пять звезд.
Только вот в EuroNCAP оценивали нормальную евро-спецификацию, в которой функции активной безопасности относятся к стандартному оснащению.
В итоге, Тойота оказывается в двойном выигрыше. С одной стороны - пусть и копеечная, но экономия (в свое время TSS была заявлена как "low-cost option" за $300-500). С другой стороны - отличный способ развести потенциального покупателя именно на максимальную комплектацию (если кому-то сложно смириться с колонкой прочерков в safety-разделе списка оснащения). Увы, старая схема - "за безопасность надо платить!" - в рф работает в самых различных областях.
p.s. Нам казалось, что позиционировать стандартные для западного мира и вполне бюджетные решения под видом высоких, дорогих и даже элитных технологий сегодня можно разве что в обществе папуасов. Но у российской Тойоты это так или иначе получается... видимо, своих клиентов она изучила достаточно хорошо.