Toyota Four Runner 5 VZ FE замена двигателя на контрактный. Что важно знать. Часть 1Некоторое время назад наш технический центр выполнял работы по замене двигателя серии 5 VZ на автомобиле Toyota Four Runner. Причиной замены двигателя на контрактный послужил сильный перегрев и экономическая нецелесообразность проведения восстановительных работ. Со слов обращения владельца он стал замечать сильный расход охлаждающей жидкости, при этом луж антифриза под автомобилем не было, визуально и под капотом было все сухо. Из выхлопной трубы не валил белый дым. Была проведена первичная диагностика – более детальный осмотр двигателя и эндоскопия цилиндров. В задней части двигателя и в развале блока цилиндров имелись явные следы утечки охлаждающей жидкости, а при снятии поддона была обнаружена металлическая стружка. Ремонт двигателя в данном случае экономически не целесообразен.
Совместно с владельцем было принято решение о поиске и покупке контрактного двигателя и дальнейшей установки его на автомобиль.
Контрактный двигатель. Что это такое? Страна происхождения. Выбор. Договоренности с магазином и необходимое обслуживание перед установкойИменно такие фотографии можно увидеть в сети интернет на сайтах компаний, продающих контактные двигатели. Двигатель тщательно отмыт и выглядит как невеста перед свадьбой.Многие из нас при упоминании словосочетания контрактный двигатель или двигатель без пробега по России из Японии, смотря на красивое фото с монитора или экрана мобильного телефона, представляют себе практически новый двигатель. Мотор блестит, на нем нет потеков масла, пыли и грязи…Порой задумываешься о климате и чистоте улиц в других странах…Стоп. На самом деле все немного иначе.
Одно из объявлений о продаже двигателя. Без предпродажной подготовки здесь не обошлось.Автомобиль эксплуатируется. При эксплуатации неизбежно на него попадает влага и пыль и даже купив новый автомобиль из автосалона через год моторный отсек, становится не таким чистым, каким был при покупке. А представьте автомобиль, которому в нашем случае как минимум 10 – 15 лет, который не стоял под чехлом, а эксплуатировался в Японии, проехал 100 000 – 120 000 км и был утилизирован.
Процесс утилизации автомобилей в Японии.Двигателем 5 VZ FE с 1995 года оснащались автомобили повышенной проходимости Toyota Land Cruiser Prado 90, Toyota Land Cruiser Prado 120 (только для внутреннего рынка Японии), Toyota 4 Runner, а так же легкий коммерческий транспорт Toyota Hiace и другие.
Процесс утилизации автомобилей в Японии.Человеческий труд механика в Японии стоит значительно дороже, чем в России. Поэтому для экономии денег и времени разбор автомобиля происходит очень быстро. Подушки крепления двигателя срезаются резаком, трубки и шланги системы охлаждения и подачи топлива перекусываются режущим инструментом – возиться со старыми хомутами весьма накладно. Несмотря на то, что технологические жидкости сливаются в системах остается, и антифриз и масло и при перерезании магистралей жидкости попадают на сам двигатель. Далее 50 – 60 двигателей с различных автомобилей упаковываются в контейнер.
Вот так происходит транспортировка двигателей из страны восходящего солнца.Затем контейнер доставляется во Владивосток и оттуда отгружается по многим городам нашей страны. Можно купить двигатель, во Владивостоке минуя посредников. Цена самого двигателя будет дешевле на 10 – 20 %. Но не стоит забывать о расходах на доставку транспортной компанией до Москвы и дополнительную жесткую упаковку в среднем на 5000- 7000 рублей. Но есть определенные риски. Во — первых оценить состояние двигателя до его доставки весьма затруднительно, Во – вторых, при обнаружении дефектов процесс обмена двигателя займет много времени. В среднем доставка от Владивостока до Москвы 14 – 21 день. И напоследок никто не застрахован от различного рода мошеннических действий и непорядочных продавцов. Поэтому самым правильным решением была покупка двигателя в Москве у одной из компаний специализация которой – продажа б/у запасных частей из Японии. С двигателем должны прилагаться договор купили продажи и таможенные документы. На сайте бесплатных объявлений можно было встретить большое количество предложений по двигателям серии 5 VZ. Мы отобрали несколько предложений. Принципиально после предварительных телефонных переговоров запросили фотографии двигателей их было несколько единиц, затем наш механик выехал по адресу компании для первичного осмотра и диагностики двигателя.
Осмотр б/у двигателя и его покупка.Осмотр двигателя перед покупкой следует проводить в обязательном порядке. Свечи зажигания двигателя не подвергались замене и были установлены еще на заводе изготовителе. Ремень ГРМ, интервал замены которого составляет 100 000 км, не подвергался замене и визуально по состоянию соответствовал заявленному пробегу не больше 100 000 км. Двигатель не был подвержен «предпродажной подготовке» — он не был отмыт до блеска, были видны следы эксплуатации.
Контрактный двигатель реальные, а не рекламные фотографии.После осмотра продавец нанес краску на болты клапанных крышек двигателя, поддона и сделал его фотографии. Тем не менее, двигатель имел ряд отличий – были отличия по коллекторам, шкиву коленчатого вала, поддону, масляному фильтру. Поэтому об этом мы сразу предупредили продавца, что необходимые элементы будут заменяться и будет проводиться фото съемка. Получив положительное решение, двигатель был приобретен.
Маркировка свечей зажигания контрактного двигателя. Так маркируют свечи только на заводе изготовителе.Важный момент – обговорите с продавцом все необходимые моменты до покупки или во время покупки. Нарушение пломб – т е маркировки продавца в виде краски может послужить поводом для отказа в замене двигателя по причине скрытого дефекта. То есть если после покупки Вы решитесь на замену сальников коленчатого вала и прокладок клапанных крышек – это будут Ваши риски.
Оценка состояния ремня ГРМ контрактного двигателя.Обслуживание б/у контрактного двигателя.Перед установкой двигателя на автомобиль целесообразно провести его техническое обслуживание. В дальнейшем это существенно снизит расходы при эксплуатации автомобиля. Двигатель мог лежать на складе у продавца длительное время. На данном двигателе были проведены следующие работы перед установкой – заменены свечи зажигания, передний сальник коленчатого вала, ремень ГРМ, водяной насос (помпа).
Замененный ремень ГРМ на контрактном двигателе.Будет весьма обидно, что через несколько месяцев после покупки сальник коленчатого вала начнет пропускать масло и придется демонтировать коробку передач на автомобиле, а стоимость таких работ достаточно велика.
Процесс замены сальника коленчатого вала. Этот нехитрый способ с применением самореза позволит демонтировать резиновое уплотнение не повредив рабочую поверхность.Отличие двигателей 5 VZ FEКак уже упоминалось ранее, двигатель устанавливался на различные автомобили от внедорожников до автобусов. В зависимости от компоновки транспортного средства по навесным агрегатам двигателя непременно будут различия. Если двигатель устанавливался во внедорожник у него будет несколько иная форма поддона, чем у двигателя, установленного в автобус.
Различия шкивов коленчатого вала двигателей серии 5 VZТо же самое касается и выпускных коллекторов — конструкция выхлопной системы различна. То же самое касается и различного рода шлангов и патрубков – они будут иметь различия по длине. На двигателе, установленного на Toyota 4 Runner есть теплообменник – у контрактного двигателя он отсутствовал, но технологические места в блоке цилиндров были предусмотрены.
Демонтаж силового агрегата.В нашем случае демонтаж осуществляется через подкапотное пространство без демонтажа автоматической коробки передач. Для этого необходимо демонтировать капот, слить технологические жидкости, откачать фреон из системы кондиционирования.
Салон автомобиля перед проведением ремонтных работ защищается специальной накидкой.Разъединяются шланги и патрубки топливной и выхлопной систем. ЭБУ двигателя установлен в салоне автомобиля – поэтому отсоединяем фишки проводки под перчаточным ящиком. Перед демонтажем двигателя внимательно еще раз все проверить — не осталось ли какого- нибудь провода массы, прикрученного к кузову.
Более подробно о демонтаже силового агрегата будет изложено во второй части статьи.